Династия серебряников Чумаковых Сергиева Посада. В основе прозвища «чумак», от которого и произошла фамилия Чумаковы, лежит глагол «чумачить» — «ходить в чумаках, заниматься извозом». Троице-Сергиева лавра была не только духовным центром Руси, но крупным землевладельцем, имела соляные варницы в Усолье Переяславском, у Соли Галицкой, у Новой соли на Холую. В 1538 году было заведено пять варниц в Балахне. Вполне возможно, что первые Чумаковы занимались извозом соли для Лавры. Лавра вела сознательную образовательную политику. В 1778 году появился указ настоятеля Троице-Сергиевой лавры московского митрополита Платона (Левшина) об обучении детей ремеслам, в том числе «сереброделию». К настоящему времени серебряная и золотая утварь (в том числе и лаврского производства) уцелела в незначительном количестве. В 1921 году в связи с указом ВЦИК о полной ликвидации церковного и монастырского имущества большинство произведений XIX века было изъято в Гохран, и дальнейшая их судьба неизвестна. Становлению, развитию, художественным особенностям изделий мастерской Троице-Сергиевой лавры, ее служителям посвящены работы Л. А. Шитовой. В данной статье приводятся сведения только о династии серебряников Чумаковых, трудившейся «в пользу Лавры». Часть сведений о жизни Сергиева Посада в начале XX века почерпнуты из книги краеведа Т. Н. Шпаньковой. Можно считать, что династия серебряников Чумаковых сложилась в XIX веке. Основателем династии является Артемий Чумаков (1774–1835), который был зачислен в штат ризничной мастерской в 1798 году, до этого он по распоряжению митрополита Платона (Левшина) 5 лет учился в Москве «золотому» делу. С 1792 года престарелый иерарх практически постоянно жил в Лавре, доверив управление епархией своему викарию, и с особым пристрастием заботился об украшении храмов и пополнении ризницы. В 1795 году А. И. Чумаковым в лаврской мастерской была изготовлена золотая панагия для митрополита Платона по случаю двадцатипятилетнего пребывания его на московской кафедре (рис. 2). В основу панагии положена византийская яшмовая камея. В настоящее время панагия находится в музее «Ризница Троице-Сергиевой лавры». Артемий Чумаков так и остался единственным золотых дел мастером. Его сыновья обучались на серебряников, поскольку необходимость в золотых изделиях в монастыре была минимальна. Штатные служители Лавры имели домашние мастерские и передавали свое ремесло детям. Сыновья Артемия Чумакова — Михаил (1808–1847) и Иван (1819–1857) — также овладели семейным ремеслом, а Михаил Чумаков в 1819 году был отправлен на обучение чеканному мастерству в Москву. Закончив учебу, он предоставил Учрежденному Собору образец своего мастерства — медную посеребренную ризу на икону. Церковные власти отметили замечательное мастерство молодого чеканщика, поместив ризу в ризнице и выдав деньги для покупки инструментов. Многочисленные предметы церковной утвари, созданные Михаилом Чумаковым: потиры, дискосы, тарели, лампады, кресты, кадила, оклады, — не сохранились. Лишь по отдельным замечаниям в документах можно судить, что они были и чеканными с позолотой, и резные, и черневой работы, и из отбеленного серебра. Большую часть вещей он делал из переплавленного ветхого серебра, которого только в 1830-х годах поступило в лом без малого 30 пудов. Всё оно плавильной конторой в Москве было «приведено в пробу». Этим же мастером создавались вещи из меди, например балдахин в Троицкий собор, за который Михаил получил достойную оплату. В 1836 году Михаил Чумаков выполнил оклады для двусторонней запрестольной иконы «Явление Богоматери преподобному Сергию» (рис. 3) и «Избранные святые» для Троицкого собора. Декоративное решение второй иконы очень интересно. Чеканный орнамент сработан в виде лозы с пышными листьями и гроздьями винограда. На оборотной стороне иконы мотив лозы трактован несколько иначе. В его структуру введены вазоны с фруктами, а на боковых сторонах рамы он заметно упрощен. Вариации орнаментальной темы свидетельствуют о творческом подходе художника, о поисках разнообразных композиционных акцентов. В 1837 году им был заново переделан оклад на древнюю ризничную икону «Успение Богоматери», вклада боярина Богдана Хитрово (рис. 4). После секуляризации 1764 года монастырские крестьяне перешли в ведение Коллегии Экономии, став называться «экономическими». Каждый из этих крестьян получил право по своему желанию быть причисленным к мещанам. При Лавре было оставлено 100 человек служителей, из которых лишь один был художником. Поскольку серебряники в штат не вошли, с этого времени на целых двадцать лет Троице-Сергиева лавра практиковала с оставшимися в посаде серебряниками и другими мастерами, а также с москвичами договорную систему. Но для мелких починок, оценки поступавших драгоценных вкладов, видимо, использовали знания монашествующих или послушников. О подобной практике повествуют документы более позднего времени. Младший сын Артемия Чумакова — Иван обучался уже не в Москве, а непосредственно у отца и поступил в штат ризничной серебряной мастерской в 1830-х годах. Мастера работой не всегда загружались, а отпускались «на прокормление» по паспортам, обязуясь отрабатывать в Лавре 5 недель на чистках серебра перед праздниками: Пасхой, Троицыным днем, Рождеством, обретением мощей преподобного Сергия, дням памяти преподобного Сергия. Дочь Ивана Чумакова — Пелагея (в замужестве Тарбинская, 1840–1917) была прабабушкой Зинаиды Самуиловны Кейвсар (1916–1989) — жены Кирилла Павловича Флоренского, второго сына отца Павла Флоренского. Младший сын Ивана Чумакова — Николай (1858–1931) числился мещанином Сергиева Посада и продолжал дело отца. Он купил дом (рис. 5) на Александровской улице, которая впоследствии называлась Вифанской, а в советское время — Комсомольской (сам город с 1930 по 1991 год назывался Загорском). В настоящее время улице вернули название Вифанская, а городу прежнее имя Сергиев Посад. Рядом с домом находился флигель, в котором была мастерская Николая Ивановича с наемными рабочими. На центральной площади Сергиева Посада — Красногорской — Николай Иванович держал иконную лавку. После 1917 года он работал уже в одиночку, а во флигеле жил его средний сын. Семья у Николая Ивановича была большая (рис. 6). Трое сыновей: Михаил (1888–1969), Сергей (1889–1965), Александр (1896–1916) — начальное образование получили в четырехклассном городском училище, а дочери: Ольга (1886–1968), Анна (1892–1939), Зинаида (1899–1974), Александра (1901–1990) — в гимназии. Старшие сыновья по прошению отца, на имя «Директора Строгановскаго центральнаго училища техническаго рисования», были зачислены в это училище. Отец при этом обязался своевременно вносить плату за обучение сыновей. Годы обучения братьев: 1906–1911. О Михаиле известно, что он был вынужден дополнительно сдавать анатомию, т. к. отвлекался на «частные работы», пропускал уроки и поэтому не мог своевременно представить свои работы. По окончании училища оба брата получили звание «ученого рисовальщика». Отец финансировал поездки Михаила и Сергея по старым городам России, а сыновья отчитывались перед отцом не только финансово, но и открытками с видами городов. Младший сын Николая Ивановича — Александр в 20 лет утонул в Оке. По воспоминаниям родственников, пытался спасти какого-то ребенка. Михаил, старший сын Николая Ивановича, после окончания Строгановского училища преподавал графические искусства в гимназиях Сергиева Посада и Киржача, был заведующим художественно-ремесленной школой Министерства торговли и промышленности в Сергиевом Посаде (рис. 7). После 1917 года Михаил Николаевич преподавал во многих техникумах и вузах Москвы. Достойный венец его педагогической карьеры изданное в 1953 году учебное пособие «Планы уроков по черчению в VII классе средней школы: Из опыта работы». Времена большого террора не обошли семью Чумаковых. Михаил Николаевич был арестован в 1937 году, жена осталась с четырьмя детьми. После обращения к Н. К. Крупской сына Николая приняли в интернат на государственное обеспечение. К счастью, по неизвестным причинам арест длился недолго, и семья воссоединилась. Сергей, как и его старший брат, преподавал в гимназии г. Александрова и в школах первой и второй ступени в г. Сергиеве (так назывался Сергиев Посад с 1919 по 1930 год). Давал и частные уроки рисования. После окончания Строгановки работал как живописец-пейзажист и скульптор, выполнявший барельефы в металле, преподавал акварельную живопись в Строгановском училище. В 1914–1917 годы братья Чумаковы были членами Троице-Сергиевского художественного общества (ТСХО). Михаил был его первым председателем. Оба брата участвовали в выставках картин этого общества. В 1924 году группа художников г. Сергиева на своем собрании постановила принять программу Ассоциации художников революционной России (АХРР) и просить АХРР включить их в свою ассоциацию в виде филиала 9. Родственники помнят такой стишок, сочиненный учениками одной из школ города в конце 1930-х годов: Наш учитель Чумаков Летал выше облаков. Просил денег у богов На починку сапогов. К сожалению, о ком из братьев идет речь, установить уже не представляется возможным. После смерти Николая Ивановича в 1931 году в доме на Комсомольской улице оставалась его жена Екатерина Петровна (ур. Заботина, 1872–1950) со старшей дочерью Ольгой, а также семья старшего сына Михаила с четырьмя детьми. Сын Сергей с женой занимали флигель дома, они держали корову, а Ольга — козу. Все семьи разводили огород и цветы. Ольга Николаевна Цветкова (ур. Чумакова) всегда жила в семье родителей. По семейному преданию, после окончания гимназии вышла замуж в семью священника, но не пришлась ко двору, прожила там то ли день, то ли месяц и вернулась под родительский кров. К сожалению, записи в метрических книгах Сергиева Посада о венчании Ольги найти пока не удалось. В советское время Ольга Николаевна работала учительницей во вспомогательной школе, располагавшейся «на Каляевке» — в прежнем Черниговском скиту. Остальные три дочери Николая Ивановича жили в Москве. Анна Николаевна Хохлова (ур. Чумакова) окончила гимназию, включая дополнительный 8-й класс, дающий право на получение звания домашней учительницы по русскому языку и начальному преподаванию русского языка и арифметики. В 1918 году она вышла замуж за Сергея Григорьевича Хохлова, который работал в Сергиевом Посаде. Самые голодные годы она жила в деревне Малые Ломы Ивановской области в семье родителей мужа. В 1924 году с двумя дочерьми Верой и Людмилой переехала в Москву, где муж работал на военном складе. Когда девочки подросли, работала воспитательницей в детском саду, учительницей начальных классов. 29 ноября 2016 года в музейном комплексе «Конный двор» была открыта уникальная выставка, тесно связанная с историей Сергиева Посада, — «На Главной улице города». На выставке были представ- лены предметы из домашних коллекций жителей города, в частности полотенца, вышитые Анной Николаевной как приданое, переданные в дар музею ее дочерью Людмилой Сергеевной Кульчицкой. Зинаида Николаевна Чумакова (1899–1974) окончила городское училище Сергиева Посада и гимназию в г. Александрове. С 1919 года работала в родном городе в начальной школе и в детском доме. С 1924 года была учительницей начальных классов в Москве. Ее сын Лев Чумаков (1933 г. р.) окончил Московский энергетический институт, работал программистом в Институте проблем информатики РАН. Александра Николаевна Волкова (ур. Чумакова, 1901–1990) окончила гимназию в г. Александрове, никогда не работала и жила с мужем в Москве. Жены Михаила и Сергея Чумаковых тоже заслуживают внимания. Михаил познакомился со своей будущей женой Евстолией Ивановной Селивановой (1893–1974) в Киржаче, где он преподавал в учительской семинарии, а она гостила у своей сестры, жены директора этой семинарии. Евстолия Ивановна окончила полный курс гимназии и 8-й педагогический класс в Воронежской гимназии. Летом 1914 года она поступила в Строгановское училище на декоративно-живописное отделение. Окончить училище помешала Первая мировая война. В семье Михаила было четверо детей — один сын и три дочери. Евстолия Ивановна всегда была активным членом родительских комитетов классов, где учились дети. По воспоминаниям соучеников детей, в доме Чумаковых устраивали рождественские елки даже тогда, когда это было запрещено. В 1960-е годы, когда дети жили своими семьями в Москве, Евстолия Ивановна активно участвовала в общественной жизни Загорска, что подтверждают сохранившиеся в семье почетные грамоты. Супругой Сергея Николаевича была Римма Ивановна (ур. Чудецкая, 1891–1975). Для нее этот брак был вторым. Первый муж, инженер-путеец, и двое детей умерли во время эпидемии холеры в 1921 году в Узбекистане, куда был командирован отец семейства. Совместных детей у Риммы Ивановны и Сергея Николаевича не было. В Загорске Римму Ивановну вспоминают как преподавателя биологии, на уроках которой стояла абсолютная тишина. После Великой Отечественной войны она работала в Москве, была «Отличником образования». Следующее поколение жителей дома постепенно перебралось в Москву, дом на Комсомольской улице опустел, а в начале семидесятых сгорел, сгорели и остававшиеся там живописные работы. В настоящее время на этом месте стоит новый дом и идет новая жизнь. В этом поколении Чумаковых ни художников, ни тем более серебряников, увы, не было. Однако в потомках сохранилась любовь к изобразительному искусству. Сын Михаила Николаевича — Николай Михайлович (1927 г. р.), который является последним представителем рода Чумаковых по мужской линии, доктор геолого-минералогических наук, автор множества статей и книг по своей специальности, любит говорить: «Когда я устаю, запираю свой кабинет в Геологическом институте РАН и иду в Третьяковку, благо это рядом». Возможно, продолжением художественного дара Чумаковых можно считать перфоменсы Алексея Андреевича Таруца (1984 г. р.), правнука Николая Ивановича, внука его дочери Анны. Алексей Таруц — междисциплинарный художник, чья практика включает в себя перформативные и ситуативные работы наряду с инсталляциями в смешанной технике. Здравствующие ныне внуки Николая Ивановича Чумакова с теплотой вспоминают свою малую родину, свой милый старый дом и большую семью, жившую в нем. Автор: Доможирова Елена Леонидовна Живое наследие памяти : коллективная монография / науч. ред. Д. Я. Романова, отв. ред. Ю. А. Закунов. ____________________________________________________________________________ ✅Найдём информацию о ваших предках! ✅Услуги составления родословной, генеалогического древа. 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ на нашем сайте: www.genealogyrus.ru/zakazat-issledovanie-rodoslovnoj 📖 ЗАКАЗ РОДОСЛОВНОЙ в нашей группе ВК: https://vk.com/app5619682_-66437473 🌐https://www.genealogyrus.ru

Теги других блогов: иконы михаил чумаков